"Эй, Джим, у этого "шевроле" такой шум в заднем мосту,
будто там битое стекло. Всыпь-ка туда кварты две опилок.
И в коробку скоростей тоже. Этот огурчик должен пойти
за тридцать пять долларов. Меня надули на нем. Я дал
десять, в конце концов этот прохвост всучил его мне
за пятнадцать да еще ухитрился, сукин сын, припрятать
все инструменты. Эх! Штук бы пятьсот таких примусов
на колесах! Не век же так будет. Что, ему шины не
нравятся? Скажи, такие шины пройдут еще десять тысяч
миль, и скинь доллара полтора". Джон Стейнбек "Гроздья
Гнева"
Еще совсем недавно автомобиль за такую сумму купить
было невозможно - разве что на свалке. Теперь же ситуация
изменилась. Четырехколесного друга человека можно
приобрести и за 100 у.е. Правда, выбирать его нужно
не просто тщательно, а супертщательно, так как старые
дедовские методы вроде опилок в коробке передач в
данном ценовом диапазоне живут и процветают. Некоторые
даже ухитряются делать на этом деньги: покупают за
бесценок какую-нибудь "копейку", в темпе обливают
краской, тщательно моют двигатель, и заливают одну
из этих чудо-присадок. А потом читаешь в объявлении:
"капремонт кузова и двигателя в 2000 году…". Но нас
такие крайности не интересуют. Наша цель - вполне
живой и работоспособный автомобиль в пределах 1000$,
иными словами - тот самый примус на колесах. Итак,
начнем.
ЗАЗ
Если ваши финансы ограничены суммой
в 100-200 у.е., то волей-неволей придется прицениваться
к самой стильной машине всех времен и народов - ЗАЗ
968 и ее модификациям. Прочь, комплексы! В конце концов,
пословицу "полчаса позора - и ты на работе" придумали
те, кто всю жизнь проездил на общественном транспорте.
У этой машины есть руль, сиденье и четыре колеса.
Сейчас "ЗАЗы" покупает или молодежь в качестве "общей
машины нашего двора", или убеленные сединами старички,
у которых масса свободного времени и желания провести
остаток жизни под механическим чудовищем. Первая категория
покупателей успешно берет на себя роль добра молодца
и расправляется с чудовищем буквально за несколько
месяцев. И если продавец - милый молодой человек с
застенчивой улыбкой, то лучшим вариантом будет отказаться
от покупки. Кстати, приобретать "ЗАЗ" осенью или ближе
к зиме не рекомендуется. Во-первых, на носу техосмотр,
пройти который без серьезных знакомств вам вряд ли
удастся. Во- вторых, с наступлением холодов чудо знойного
украинского автопрома напрочь отказывается ездить.
Прежде, чем его завести, придется совершить специальный
ритуальный танец с паяльной лампой под названием "я
завожу "запорожец"". Даже если танец поможет - вам
предстоит еще согреться в салоне, что весьма проблематично,
так как печка в прошлой жизни наверняка была холодильником.
Ее хитроумная конструкция ставила в тупик не одно
поколение автовладельцев. Многие уже умерли, так и
не открыв СЕКРЕТА… Такая же грустная ситуация обстоит
и с надежностью. Тем, кто с трудом отличает свечу
от коленвала, "ЗАЗ" однозначно не рекомендуется. Потому
что в любом случае придется заносить в свой список
развлечений графу "ремонт". В особо запущенных случаях
вы будете развлекаться каждый день. Сломаться может
все и в любой момент. Крепитесь! Но в эксплуатации
"Запорожца" тоже есть свои прелести. Первая, и, наверное,
самая важная - полное невнимание со стороны работников
милиции. Вы для них перестаете существовать во всех
измерениях. Я, например, тоже начинал с "земприка"
и за полтора года меня остановили всего один раз -
по причине превышения скорости на 25 км/ч… Вторая,
и для многих тоже не менее важная - то, что эта тележка
прекрасно управляется. Заднеприводные "Москвичи",
"Жигули" и рядом не стояли с ЗАЗ 968 по части управляемости.
После парочки хороших поворотов начинаешь всерьез
уважать эту машину. Не надо улыбаться! Я всерьез утверждаю,
что по части водительского кайфа среди прочей совковой
автостарины ЗАЗ занимает первое место.
Москвич
Имея 200-300 $ некоторые начинают прицениваться
к этой машине. Преждевременно. По своему престижу
он недалеко ушел от "Запорожца". В принципе, вполне
заслуженно. Судите сами: по размерам и цене - прямой
конкурент "Жигулей", а вот по качеству - такой же
конкурент гарному украинскому парню. Приобретение
"Москвича" целесообразно только в том случае, если
машина из первых рук, с небольшим пробегом и ухожена.
Причем чем старше - тем лучше. Ничего удивительного
в этом нет, просто качество автомобилей с каждым годом
ухудшалось. Вообще, самый классный "Москвич" - это
выпущенный в середине 70-х и находившийся в эксплуатации
у какого-нибудь дедушки. Пусть он будет стоить 500
$, но зато проблем будет минимум. При выборе между
АЗЛК и ИЖ, лучше отдать предпочтение заводу ленинского
комсомола - гайки завернуты чуть крепче. По своим
потребительским качествам они скорее подойдут труженикам
села. Не боятся перегрузок, плохих дорог (рессоры
- сила!) и давно известны способностью передвигаться
даже в самом раздолбанном виде. В недостатках числятся
трудности с дальнейшей перепродажей, упорное нежелание
заводиться в холодную зимнюю пору, быстрая коррозия,
большой расход топлива, неудовлетворительная работа
и надежность коробки передач. Вообще, "Москвич" уже
неактуален. Но если вы приверженец марки…
ВАЗ
Если вам повезло чуть больше и в кармане
шелестит до 500 $, то вполне можно прицениваться к
ВАЗу. В данную ценовую категорию попадают, в основном,
"классики" (2101-2107), которые ничем принципиально
не отличаются. Можно, конечно, прицениться, и к переднеприводному
поколению, но обычно за эту сумму предлагают совсем
уж убитые экземпляры. "Жигули" у нас всегда были культовой
маркой, но некоторые владельцы воспринимают это слишком
буквально. Смешно бывает увидеть объявление типа "ВАЗ
2101 1982 г.в., 1000 $ без торга". Больные люди. Машины
этой марки обычно подразделяются на две категории:
видавшие виды аппараты, сменившие несколько владельцев,
но при всем внешнем блеске, зачастую с "престижной"
панелью приборов от "шестерки" и настоящие "рабочие
лошадки", не видавшие на своем веку ничего кроме маршрута
"город - дача". У вторых обычно меньше скрытых дефектов,
да и владельцы честно рассказывают о "болезнях" машины.
Но в любом случае капремонт двигателя, произведенный
буквально вчера неизвестно где и кем должен восприниматься
как должное. Хочется сразу предупредить людей роста
выше среднего: посадка водителя в "Жигулях" чрезвычайно
неудобна, даже опасна. Коротышкам еще можно более-менее
сносно устроиться, но тем, кого природа не обидела
лучше обходить эти автомобили стороной и остановиться
на "Москвиче". Зато сзади дела обстоят получше. В
неоспоримых плюсах "Жигулей" числятся уверенный запуск
в морозы, теплый отопитель, высокий ресурс силового
агрегата и трансмиссии. Даже пятилетний ребенок знает,
что ВАЗ надежнее всех других машин страны советов.
Но ВАЗ за такие деньги ничуть не надежнее других машин,
которым по западным меркам давно пора лежать на свалке.
Поэтому будьте готовы ко всему. А в ухоженных экземплярах
могут вылезти только хронические болезни вроде потекшего
крана отопителя, "глюков" в электропроводке, зависания
игольчатого клапана в карбюраторе и прочих мелочей.
Кстати, "Жигули" - самые выгодные "примусы на колесах"
в плане дальнейшей перепродажи. Цены все "рядят" совершенно
бессистемно и поэтому "ВАЗ" вполне можно продать дороже,
чем купил. Один мой товарищ, например, приобрел за
300 $ еще крепкую "копейку", которую успешно продал
через два месяца за 420 $.
Иномарки
Когда на руках около 1000 $, то задумываться
о приобретении советской машины, на мой взгляд, нехорошо.
Зачем подвергать себя каждодневным пыткам? Ведь за
эту сумму уже можно ощутить прелести западных автомобилей.
Opel Kadett, Ford Escort - вот каким вариантам следует
отдать предпочтение. По своим потребительским качествам
они примерно равны: оба на порядок превосходят все
вышеописанные автомобили. Стоит подготовить себя к
тому, что цены на запчасти тоже на порядок выше. Хорошим
выходом из положения будет использование "бэушных"
деталей, но не все на это идут по причине излишней
гордости. Рукастые люди покупают за копейки "убитую"
бензиновую машину, меняют двигатель на дизельный и
за примерно 800 $ получается нормальный автомобиль.
В общем, вариантов много, но то, что иномарка - это
хорошо признают все.
Мы рассмотрели лишь самые популярные
машины. "За бортом" остались и "Волги" и "Таврии"
и многие другие. Дело в том, что это неликвидный товар
на рынке, и продать его потом за более-менее нормальную
цену трудно. Хотя к покупке атомобиля с таким ценником
за стеклом нужно подходить творчески. Не зацикливаться
на определенной марке, модели и годе выпуска, а искать
и надеяться на удачу. Примусы - они ведь тоже бывают
нормальные…