Страна чудес
Все мы в детстве мечтали о стране чудес. Кисельные
реки, молочные берега... Исполнение любых желаний...
Мечты так и остались мечтами. Нет у нас ни кисельных
рек, ни уж тем более молочных берегов. Зато автомобилистам
повезло. Беларусь давно стала для них страной чудес.
Все как в сказке! Цены - минимальны, состояние машин
- волшебное. Одно плохо: купленные "кареты" после 12
часов превращаются в тыкву...
Как это было
С начала 90-х и до года этак до 97-го рынок можно
было назвать цивилизованным. Фраза "только что из Германии"
произносилась с придыханием, и означала, что проблем
с автомобилем нет. Рассказы "я 100 тысяч на машине отъездил
и ничего не менял" родились не на пустом месте. Автомобили,
которые пригнали в те годы, действительно отличались
достойным техническим состоянием. Если на спидометре
было 95 тысяч пробега, то в большинстве случаев это
было правдой. Но цены! Цены были соответствующими. Пять
тысяч долларов за десятилетний Opel - нормальная цена.
Для интереса я заглянул в газеты 94-95 годов, и вот
какие машины там увидел. Alfa Romeo 33 84 года -- 4300$,
Ford Sierra 84 г.в. -- 4000 $, Opel Kadett 86 г.в. --
6000 $. Несколько диковато, правда? Нужно было решение
проблемы. И оно нашлось. Но лучше бы не находилось.
Потому что сейчас торговля подержанными машинами у нас
называется так: "1000 и один способ, как продать убитый
автомобиль под видом почти нового".
О ценах и ценообразовании
Загляните на любую СТО с участком кузовного ремонта.
Едва ли не половина машин там - с транзитными номерами.
Через несколько дней вы увидите их на авторынке с табличкой
"не бит, не крашен".
Купить нормальный подержанный автомобиль сейчас почти
невозможно. Он все равно потребует финансовых вливаний.
Но мы сами в этом виноваты.
Понятие средней цены на машину возвели в культ, в
божество.
-- За сколько купил?
-- За три тысячи.
-- А какого года?
-- 94-го.
-- Что-то дороговато!
Такие разговоры можно услышать везде и всегда. И всегда
и везде найдется сосед Коля, который купил или собирается
купить такую же, но намного дешевле. Цена! Чем дешевле
- тем лучше! Примерно так размышляет каждый покупатель,
не думая о том, что все недоплаченные деньги он отдаст
позже, в карманы владельцев СТО. Господа автолюбители!
Чай, не пирамиды, и не скалы покупаем. Автомобили когда
новые, могут стоить одинаково, но потом же на них ездят!
И найти две совершенно одинаковые по состоянию десятилетние
машины - это нереально. А в Беларуси почему-то все автомобили
стоят одинаково. Есть средняя цена на автомобиль, и
он должен стоить не больше, а лучше меньше.
Некоторые думают, что и в Германии все машины стоят
совершенно одинаково и очень дешево. Нет! Совсем наоборот.
Найти хорошую машину по ценам нашего авторынка там почти
нереально. Скажем, Honda Civic седан года 92-93 будет
стоить у нас около трех тысяч долларов. И там он будет
стоить столько же, а то и больше. Не верите? Если есть
желание, зайдите на сайт www.mobile.de. Там вы увидите,
что машины одного и того же года выпуска могут стоить
и 100 евро, и 5000 евро. И состояние этих машин будет
соответствовать уплаченным деньгам.
Пробег, техосмотр, общее состояние машины - все учитывается.
В журналах объявлений ситуация та же. Журнал "DAZ" предлагает
хит сезона - VW Passat 1992 г.в. за 3000 евро, Citroen
Xantia 1994 г.в. за 6250, VW Golf 3 1995 за 5200, Audi
80 tdi 1994 за 6800. У всех - пробеги в районе 100 тысяч
километров. И немцы купят эти машины за эти деньги.
Люди наивно полагают, что в Германии все ездят на новых
машинах. Это далеко не так. Подержанные машины пользуются
там хороши спросом среди молодежи и просто не очень
богатых людей. Они готовы за них заплатить.
Наши - нет. Поэтому всю Германию бороздят "перегонщики"
в поисках машин без техосмотра, битых, или с пробегами
минимум 200 тысяч. Один знакомый немец ездит на дизельном
VW Golf 4 1999 г.в. За три года он уже наездил 220 тысяч
километров. Собирается ездить тысяч этак до трехсот,
и потом продать нашим соотечественникам. Естественно,
с отмотанным счетчиком пробега. Немцу он такую машину
не продаст. Если тот докажет, что пробег нереальный,
будут долгие судебные разбирательства и финансовые проблемы.
А наши такую машину с руками оторвут. Она же будет дешевле,
чем сопоставимые по году выпуска машины! Кстати, о годе
выпуска. Ну нельзя же так! "У тебя машина 92-го года,
а там точно такая же стоит, но 94-го!". Пора нам отвыкать
от привязки к году выпуска. Неужели непонятно, что машину
и за год можно укатать до состояния недвижимости? А
другой и за двадцать лет десяти тысяч не осилит. Главное
- техническое состояние автомобиля. Косвенно об этом
может судить немецкий техосмотр - так называемый "TUV".
Процедура эта очень серьезная, и плохая машина TUV не
пройдет. Например, одинаковые внешне Ford Escort 1992
г.в. Один стоит 150 евро, другой - 2000. Разница в том,
что у второго есть техосмотр, а у первого его нет. Вы
бы видели, какие машины стоят на границе! Битые, ржавые,
с моторами, давно забывшими о слове "ремонт". И все
с транзитными номерами, и все на продажу... Где-нибудь
здесь их подкрасят, подмарафетят, и выставят на продажу.
А все из-за нашего желания подешевле...
Меня удивляют люди, которые ходят по авторынку. По
своей наивности они превосходят Буратино. Все ищут небитую,
некрашеную машину с минимальным пробегом. Да таких машин
просто нет! По крайней мере по рыночным ценам. Вообще,
перегонщики не любят рынок Беларуси. Им гораздо выгоднее
и приятнее работать с россиянами. Те меньше обращают
внимания на недостатки, и при этом готовы платить легко
и не напрягаясь. Наши же соотечественники обыщут всю
машину в поисках дефектов, и будут мучительно торговаться,
сбивая цену.
Отдельная тема - дизельные машины. Это сейчас едва
ли не каждая новая машина в Германии - дизельная. Раньше
такого не было, и автомобили 90-х годов, работающие
на солярке, нужно поискать. Те более с ценой одного
литра топлива в районе одного евро, немцы сами охотно
покупают дизеля. А к нам уходят совсем укатанные или
битые экземпляры. Особенно это касается распространенных,
популярных в народе моделей. Хороший пример - дизельный
VW Passat B3 универсал. У нас на них просто бешеный
спрос, но там-то их почти не осталось! Зато FIAT Tipo
- сколько угодно. Лучше не мыслить стереотипами. По
мне, лучше взять хорошего "типака", чем убитого Passat'а.
А если самому?
Но если все так плохо, может пригнать машину самому?
А куда вы поедете? В польский Щецин? Туда, где работают
фабрики по восстановлению битых голландских машин? Туда,
где каждый второй автомобиль ввезен нелегально, и могут
возникнуть проблемы с полицией? Зато цены там - заглядение.
Citroen Xantia 1993 г.в. вместе с растаможкой обошелся
в 2300 $. Стоит во дворе уже месяц - сломался.
Поедете в Германию? А кому вы там нужны? Без знакомых
вы дешево машину не купите. Можно, конечно, на рынке,
но там арабов и наших соотечественников 99,9 %. В автохаузе
вам хорошую машину даже и не покажут: продавец сначала
обзвонит знакомых перегонщиков, и потом уже выставит
ее на площадку. То есть вам достанется то, что уже было
забраковано нашими - либо очень дорогое, либо в плохом
состоянии. Хотя в автохаузах попадаются очень даже неплохие
варианты: Hyundai Lantra - 93 за 200 евро, Ford Fiesta-91
за 100.
Если уж покупать машину самому, нужно рассчитывать
как минимум на три-четыре дня. Быстрее вы все равно
не найдете.
Мы ждем перемен
Нужно бороться с этой страной чудес. Продавцов все
равно не заставишь быть честными: как им продать машину,
у которой реальный пробег 250 тысяч километров и было
два серьезных кузовных ремонта. Нужно менять психологию
масс. Чтобы народ понял, что разброс цен - это нормальное
явление. И хорошие машины стоят дорого. А плохие --
как на авторынке.
Иначе так и будем закапывать пять золотых в надежде,
что вырастет денежное дерево...
|