Последняя Надежда
Вспомните далекие советские времена. Какую машину
можно было тогда назвать семейной? "Москвич" и "Жигули"
на эту роль явно не подходили, "баржи" ГАЗ-24 простым
смертным были недоступны, а микроавтобусы РАФ выпускались
в мизерных количествах, и в свободную продажу не поступали.
Помните типичную картину тех времен? Пятница, вечер.
И вереницы машин: пять человек в салоне, двое детей
на коленях, а из багажника на крыше торчат какие-то
кусты.
"Свежо предание, да верится с трудом..." -- теперь-то
каждый сможет выбрать себе автомобиль по душе. В том
числе и семейный минивэн ВАЗ-2120 "Надежда". Семь мест,
возможность трансформации салона, полный привод - что
еще нужно семейному человеку для счастья? Наверное,
так рассуждали на ВАЗе, когда задумывали минивэн 2120
"Надежда". И у них почти получилось. Почти, потому что
не хватило малого: приемлемого качества сборки и внимания
к мелочам. Идея, как всегда неплохая, но исполнение.
Ну нельзя же так! И снаружи, и внутри каждая деталь
говорит, что о потребителе конструкторы думали в самую
последнюю очередь. Ничем не прикрытые головки шурупов,
неаакуратные зазоры, лохмотья проводов возле рулевой
колонки, стойкий запах платсмассы - с этим еще можно
мириться, вспомнив о цене машины. Но есть вещи посерьезней.
Вот как, например, прикажете доливать масло? У минивэна
полукапотная компоновка, и добраться к внутреннему краю
двигателя весьма и весьма проблематично. А заливная
горловина, естественно расположена не на передней части
двигателя. С воронкой туда не подлезешь, с канистрой
тоже. Нужен шланг. В результате простая операция превратится
в сложный технологический процесс, отнимающий время
и нервы. Куда устанавливать магнитолу - неизвестно.
В штатном, предусмотренном для нее конструкторами месте,
ей смогут пользоваться исключительно осьминоги.
Но больше всего добивает техническое состояние автомобиля.
Почему новая машина с младенческим пробегом отчаянно
троит, дымит, и не хочет набирать обороты? Почему на
любой скорости "Надежду" тянет вправо? Почему заднюю
передачу нужно включать легким ударом? И почему на пассажиров
во время езды сыплются какие-то пластмассовые детальки?
Потому что место сборки Россия, город Тольятти. Вот
уж действительно, зачем нам враги, когда у нас есть
такие друзья.
Если поставить рядом "Надежду" и пятнадцатилетние западное
ведро с гайками, у последнего состояние окажется лучше.
Вот и все. Конечно, найдутся люди, у которых этот факт
вызовет ностальгию, и вспомнив о "протяжке" "обкатке"
и наверняка об "обмывке", они начнут доводить до ума
свой новый автомобиль. Но их с каждым годом становится
все меньше и меньше, поэтому я хорошо понимаю российских
чинов, ратующих за повышение таможенных пошлин на иномарки.
Меня в этой машине порадовали три вещи: управляемость,
гидроусилитель руля, и подвеска. ВАЗ 2120 "Надежда"
нормально рулится! Это стало настоящим откровением.
Конечно, driver's car ее не назовешь, но ни на змейке,
ни на переставке проблем не возникало. Крены кузова
невелики, и ситуация находится по полным контролем водителя.
Удивительно, но на руле появляются проблески обратной
связи! Гидроусилитель руля немецкой фирмы ZF работает
совсем по-иномарочному: без подвываний и закусываний.
Есть чему поучиться нашим соотечественникам из Борисова.
Они делают гидроусилители для Волги, и те работают совсем
по-русски: подвывают и закусывают.
А подвеска просто покорила. Приличная плавность хода
сочетается в ней с потрясающей энергоемкостью. В салоне
пять человек, но даже на самых серьезных ямах ее ни
разу не пробило. Поездка по грунтовке ради эффектного
кадра вообще вызвала массу эмоций. Третья передача,
скорость 60-70 км/ч и ямы. На другой машине там и больше
20 км/ч не поехал бы, но "Надежда" позволяла прибавить.
Машина так лихо скачет по ухабам, что вспомнился старый
анекдот: что только не сделают русские, чтобы дорог
не строить.Зато в городе ездить на минивэне неприятно.
На светофорах мы постоянно глохли: спасибо "прекрасно"
настроенному карбюратору. Новый 1,8-литровый двигатель
выбивается из последних сил, пытаясь разогнать машину.
Вроде бы и передачи "короткие", а все равно не получается.
Пыхтя и отдуваясь, "Надежде" удается не отставать от
потока, но только ценой выкрученного "в звон" мотора.
А звук при этом! Более шумного автомобиля отыскать трудно.
Работа всех педалей - загадка. У сцепления и тормоза
два положения: вкл/выкл. О какой-то информативности
или обратной связи говорить не приходится. О проблемах
с троганием с места мы уже говорили, с остановкой их
не меньше. Мягко жмешь на педаль, и ничего не происходит.
Чуть добавляешь - тоже. Между тем, бампер впереди идущей
машины все ближе и ближе. Ничтоже сумняшеся, жмешь до
упора, и автомобиль с трудом останавливается. Очевидно,
что стандартных "нивовских" тормозов не хватает для
такой тяжелой машины, как "Надежда".
На парковках поразил радиус разворота. Наверное, все-таки
нужно комплектовать минивэн блокировкой тормозов одного
борта, чтобы она могла разворачиваться как гусеничный
трактор. Потому что в нынешнем варианте на пятачке развернуться
невозможно. Или пятачок должен быть размером с хорошего
Винни-пуха.
В общем, в городе "Надежде" делать нечего. Может быть
на трассе она исправит свое положение? Увы. Достигнув
крейсерских 100 км/ч ВАЗ 2120 становится слишком шумным.
Основные источники шума - ветер, двигатель и трансмиссия.
С первыми двумя понятно, а вой раздатки достался в наследство
от "Нивы". Зато на бездорожье минивэнчик смотрится неплохо.
Главное - включить пониженный ряд передач, ведь тяговых
возможностей бензинового мотора катастрофически не хватает.
И не стоит забывать о крашеных бамперах, поцарапать
которые легко, а покрасить дорого.
До заброшенной в лесу дачи "Надежда"
доберется, а большее будет просто насилием над техникой.
Остается открытым вопрос вентиляции кузова. Форточек
в передних явно недостаточно, и пассажиры на заднем
ряду сидений страдают острой кислородной недостаточностью.
Да и жарковато там. О кондиционере
наш покупатель не заикается, но люк
или сдвижная форточка не помешали бы. Интерьер решен
неплохо. Для российской машины, разумеется. Оригинальная
панель приборов плюс набивший оскомину руль от "десятки"
смотрятся интересно. И фирменный вазовский стиль сохранен.
Щели, в которых видны провода, запах пластмассы - все
есть. Сиденья понравились. Хоть с боковой поддержкой
не густо, но сидеть удобно. Зато на втором ряду места
для ног очень немного. Думаете, длинных нужно сажать
сзади? Как бы не так. На третьем ряду пассажиры упираются
в потолок головой. Поэтому "Надежда" -- автомобиль для
средних по росту людей. Которые, к тому же, возят с
собой немного сумок. Багажник весьма символический.
Конечно, можно сложить задние сиденья, превратив машину
в пятиместную с большим багажником. И стоило ли для
этого минивэнный огород городить?
Касаемо дизайна. Практически все издания,
тестировавшие эту модель, отметили уродливость передней
части машины. А мне понравилось. Главное: на других
не похоже. А другого от "ВАЗа" требовать грешно. А если?
Если нам повезет, и дядьки в кабинетах решат пошлины
уменьшить - из всех вазовских моделей "Надежда" умрет
последней. У нее есть потенциал и когда-то, возможно,
она станет нормальной машиной. Лично мне она не нужна:
давно косо посматриваю на второй ряд сидений, и мечтаю
сменить пятидверный хэтчбек на что-нибудь "горячее",
вроде Honda CRX. Но моему отцу - то, что нужно. За руль
он садится раз в неделю, когда едет на дачу, и всегда
находит что, или кого туда привезти. Машина всегда заполнена
до отказа, а последним километрам до "домика в деревне"
позавидует танковый полигон. А зимой туда и на танке
проблематично добраться. "Надежда" ему бы подошла. Но
модели нужен дизельный двигатель и варианты трансмиссии.
Для тяжелого минивэна рахитичные вазовские движки подходят
мало. Необходим бензиновый, объемом около двух литров,
или дизель того же объема с турбонаддувом. Тогда и тяговый
возможности станут лучше, и аппетит скромнее. И полный
привод в базе - это слишком. Обязательно нужна моноприводная
модификация. Она будет и дешевле, и быстрее, и тише
(помните о "раздатке"?) нынешней машины.
P.S.: Хоть "Надежда" пользуется неплохим
спросом, лично у меня глаз все равно косится в газетные
объявления. Там за 6-7 тысяч $ -- столько стоит новая
"Надежда" - можно найти отличные Toyota Previa и VW
Caravella. Возможно, это от воспитания. Я не гражданин
Советского Союза. "И дым отечества нам сладок и приятен..."
От запаха пластмассы в салоне "Надежды" у меня лишь
разболелась голова.
Техническая справка Минивэн ВАЗ 2120
"Надежда" базируется на узлах и агрегатах длиннобазной
"Нивы". Двигатель, ходовая часть и трансмиссия перекочевали
на новую машину с предшественника почти без изменений,
а вот кузов и интерьер созданы заново. Однообъемный
высокий кузов позволяет установить три ряда сидений,
на которых размещаются шесть человек. Мест для сидения
- шесть или семь. Предусмотрено два варианта среднего
сиденья - трехместное, со складывающимся правым крайним
(для прохода на двухместное заднее), либо двухместное.
Сегодня базовыми для "Надежды" являются
два двигателя: впрысковый 1,7-литровый ВАЗ-21214 и карбюраторный
1,8-литровый ВАЗ-2130. Скоро базовым для минивэна станет
1,8-литровый мотор ВАЗ-2130, но уже со впрыском. Будущее
"Надежды"
В ближайшем будущем автомобиль модернизируют.
Установят узкие фары от "десятки". Подвергнется доработке
декоративная решетка радиатора, бампер, капот и крылья.
Преобразится и кормовая часть. Новые наружные зеркала
с увеличенной площадью отражающей поверхности улучшат
ситуацию с обзорностью. Салон модернизированного ВАЗ-2120
также подвергнется доработке. Изменится панель приборов
и появятся сдвижные форточки. Начнется выпуск заднеприводной
"Надежды". Доработки в рулевом управлении позволят сократить
радиус поворота.
|